Гитара, такая как мы ее представляем, появилась не сразу. Струнный щипковый ин­струмент «кифара» был известен еще в XIV веке. Окончательное оформление произошло лишь четыре столетия спустя. Ее предшественниками были разнообразные старинные ин­струменты: греческая кифара, испанская виуэла, итальянская виола.

Гитара не сразу приобрела современную форму и количество струн. Каждая эпоха имела свои вкусы, взгляды на этот инструмент. В XV — XVI веках в Испании широкое распространение получила виуэла. Этот инструмент считался аристократическим. В конце XVI века пятиструнная гитара окончательно вытесняет виуэлу.

В начале XIX века появились шестиструнные терц- и кварт- гитары. В наши дни такие гитары применяются при обучении детей.

Наиболее крупными авторами, сочинявшими для гитары, были Луиджи Ноккерини (1743-1805). Ф. Сор (1780-1839), Л. Диабелли (1781 1858), Н. Паганини (1782-1840) – последний был не только скрипачом-виртуозом, но и прекрасным гитаристом.

Интересна и своеобразна история развития русского гитарного искусства. В России гитара появилась в середине XVIII века. Ее завезли итальянские композиторы, служившие при дворе Екатерины II, — Джузеппе Сарти и Карло Канобио.

Андрей Осипович Сихра (1773—1850) был одним из первых русских педагогов — гита­ристов и композиторов. Сихра сочинил множество вариаций на русские песни.

Особо интересно творчество талантливого русского гитариста, педагога и композито­ра. М. Т. Высоцского. За свою непродолжительную жизнь этот самородок создал бесчис­ленное количество этюдов, романсов и вариаций на русские народные песни.

В настоящее время можно отметить таких талантливых гитаристов-композиторов, как Владимир Дубовицкий, Дмитрии Мамонтов, Петр Панин, Сергей Орехов, Никита Кош­кин.

Особо нужно отметить Дмитрия Мамонтова и Петра Панина. Стиль их произведений и манера игры неподражаемы и очень эффектны.