Немного о музыке

То что вы читаете эти строки, это уже хорошо. Многие важные нюансы про музыку и ее составляющие, даже не преподают в некоторых музыкальных школах. Но для того, кто хочет немного понять,
как получается музыка, это должно быть весьма полезно.

Многим начинающим гитаристам бывает сложно понять множество непонятных музыкальных терминов: название нот, гамм, ключей, непонятных терминов на итальянском (arrpegiato, legato и т. п.). И у многих этот страх отбивает желание
учиться на всю жизнь. А это ужасно обидно и неправильно.

А если вы подойдете к фортепиано, то вы сможете одним пальцем наиграть какой нибудь мотивчик, не зная каких либо нот и терминов. У каждого человека есть способность к музыке, только они даже об этом не подозревают.

Человек слышит звуковые колебания разной частоты от 20 Гц до 20 кГц.
Это знает каждый. Однако, слух человека странно и интересно, даже
загадочно устроен. Нашим ушам приятно слышать только те звуки, частоты
которых относятся друг к другу как простые арифметические цифры,
например, 1/2, 2/3, 3/4, 4/5 и т.д. Это величайшая основа музыки:

Именно такие звуки могли возникнуть в пустых резонирующих сосудах. В древности найдено множество останков, так называемых дудок и флейт, и вот даже тогда люди заметили необычайные свойства музыки.

Пустой корпус музыкального сосуда имеет главную резонансную частоту и
гармоники этой частоты, то есть звуки, частоты которых относятся к
резонансной как простые дроби. Эти звуки звучат в сосуде долго и
красиво. А остальные звуки в нем гаснут, затухают. То есть природа так
сделала, что людям приятны имен чаще всего
появляются в природе, в самых простых вещах. Человеку кажется музыкой
звон сосулек, звук капель воды, свист ветра в раковине, гудение туго
натянутой тетивы лука.

Итак, что такое ноты? Это звуки разной частоты, которые приятно
слышать. Чем больше частота, тем “выше” нота, чем меньше частота, тем
“ниже” нота. И эти частоты для нот подчинены простым законам
арифметики и физики.

гитарная музыка

гитарная музыка

Самая простая дробь – это отношение 1 к 2. Если одна частота больше
другой в два раза, то для нашего уха эти две ноты звучат как одна,
только одна “толще”, а вторая – “тоньше”. Если же взять простые дроби
и расставить их в порядке возрастания на пути от 1 к 2, то мы получим
такой ряд:

1 1:1 = 1.0 нота До
2 8:7 = 1.143 нота Ре
3 7:6 = 1.166.. нота Ми
4 6:5 = 1.2 нота Фа
5 5:4 = 1.25 нота Соль
6 4:3 = 1.333. нота Ля
7 3:2 = 1.5 нота Си
8 2:1 = 2.0 нота До

Этот ряд имеет странную особенность. В нем соотношение частот
(интервал) между нотами Ми-Фа и нотами Си-До почему-то меньше, чем все остальные.

Если эти интервалы нарисовать, то получится такая картинка:

До.==.==.Ре.==.==.Ми.==.Фа.==.==.Соль.==.==.Ля.==.==.Си.==.До.==.==.Ре
тон            тон    полутон     тон            тон           тон    полутон    тон

Самый маленький интервал стали называть “полутон”. А два полутона –
это уже называется “тон”. Древние инструменты именно так и были
настроены. Но музыка развивалась. Оказалось, что не все ноты, которые
может спеть человек, можно сыграть например, на гуслях. Вот посмотрите.

Допустим, у нас есть мелодия Ре-Ми-Фа-Соль, а мы хотим сыграть такую
же мелодию, но только начать ее от ноты Соль:

До.==.==.Ре.==.==.Ми.==.Фа.==.==.Соль.==.==.Ля.==.==.Си.==.До.==.==.Ре
мелодия ====> Ре.==.==.Ми.==.Фа.==.==.Соль

Тогда вместо Ре будет Соль, вместо Ми будет Ля, а вместо Фа поставить
нечего, нет такой ноты! Что делать? Музыканты придумали новые ноты,
которые расположены посерединке между основными и называются также как
основные, но с прибавкой слова “диез”, значит, повышенный. Эта
прибавка обозначается знаком “#”.

Your ads will be inserted here by

Easy Plugin for AdSense.

Please go to the plugin admin page to
Paste your ad code OR
Suppress this ad slot.

До#.==.==.Ре#.==. == .==.Фа#.==.==.Соль#.==.==. Ля#.==. == .==.
До.==.==.Ре.==.== .Ми.==.Фа.==.==.Соль.==. ==. Ля.==. == .Си.==.До

Дополнительных нот всего пять. На клавишах фортепиано они все выделены
черным цветом и стоят во втором ряду. А на гитаре все ноты на грифе
расположены одна за другой и никаким цветом не выделены.

Теперь мелодию Ре-Ми-Фа-Соль можно сыграть от ноты Соль:

До#.==.==.Ре#.==. == .==.Фа#.==.==.Соль#.==.==. Ля#.==. == .==.
До.==.==.Ре.==.== .Ми.==.Фа.==.==.Соль.==. ==. Ля.==. == .Си.==.До
мелодия ====> Ре. ==.== .Ми.==.Фа. ==.==.Соль

Несмотря на то, что ноты с диезами называют “дополнительными”, они
стали совершенно равноправными нотами. Нельзя считать их какими-то
особенными. Все ноты по значимости абсолютно равны. И неправильно
считать, что нот всего 7. Нет, их число равно 12! И все равны! Любую
мелодию можно начать играть с любой из нот и она будет звучать для
слуха одинаково, только чуть выше или ниже. Это очень важно понять.

История музыки корнями уходит далеко в прошлое. Это прошлое для тех,
кто начинал его, было таким же естественным и простым, как природа. А
нам, потомкам достались непонятные названия, странные обозначения. И
наша задача – понять все это и отсеять исторические атавизмы.

При этом надо сделать так, чтобы мы могли читать обозначения в книгах
и сборниках песен, общаться друг с другом. Поэтому, к сожалению,
нельзя полностью выбросить всю старую систему обозначений, придется
привыкать к ним.

Так, например, старые названия нот взяты из первых букв в каждой
строчке старинного церковного гимна на латинском языке и нота “ДО”
взята из слова DOMINICUS, то есть названия нот к музыке никакого
отношения вообще не имеют. Но все к ним привыкли.

Другой пример. Раньше основной считалась не мажорная гамма До-мажор,
как сейчас, а минорная гамма Ля-минор.

Ля–Ля#–До–Ре–Ми–Фа–Соль–Ля

Ступени или номера этой гаммы обозначались первыми буквами латинского
алфавита ABCDEFGH:

Ля–Ля#–До–Ре–Ми–Фа–Соль–Ля минорная гамма
A—B—-C—D—E—F—G—–A обозначения ступеней

Когда основной стала мажорная гамма До-мажор, в принятой системе
обозначений не хватило буквы для ступени ноты Си и ее добавили,
появилась буква “H”.

До–Ре–Ми–Фа–Соль–Ля–Си–До мажорная гамма
C—D—E—F—G—–A—-H–C обозначения ступеней

Именно эти латинские буквы обозначения применяют сейчас для
обозначения аккордов. И эти буквы придется заучивать наизусть.

После этой небольшой прогулки в историю мы вернемся к изучению гитары
и постараемся не столько зубрить названия, сколько понимать, как они
возникают и что с ними можно делать.

 

Памяти Владимира Ланцберга посвящается
Памяти Владимира Ланцберга